Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства
Картотека дидактических игр по ФЭМП в средней группе
Картотека дидактических игр по ФЭМП в старшей группе
Программа обучения детей младшего дошкольного возраста коммуникативным способностям
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.
Одной из форм организации деятельности воспитанников ДОУ является НОД (непосредственно-образовательная деятельность). Она проводится в соответствии с примерной общеобразовательной программой нашего МБДОУ, который работает по программе «От рождения до школы» под редакцией А.Н. Вераксы.
В организации НОД использую такие формы, как индивидуальная, групповая, фронтальная. Процесс обучения детей я строю так, чтобы можно было опереться на наглядность в обучении, а организованная среда способствует расширению и обогащению представлений и знаний детей.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет мне индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Поэтому в процессе обучения я стараюсь обеспечить взаимодействие детей
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой – это четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Непосредственно образовательная деятельность в нашем ДОУ организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
В своей работе я использую различные методы:
- Наглядные: наблюдение; рассматривание картин; демонстрация мультфильмов, видеофильмов; некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.
- Практические: упражнения; игровой метод; элементарные опыты; моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно—действенных и наглядно—образных формах мышления во взаимодействии со словесно—логическим мышлением.
- Словесные: рассказы воспитателя; рассказы детей; чтение художественных произведений детям; беседы; сочинение сказок, рассказов совместно с детьми
Все три группы методов использую в обучении на протяжении всего дошкольного возраста.
В своей педагогической деятельности использую новые технологии и методы обучения своих воспитанников.
- Проблемно – поисковые, на занятиях стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Возникает ли проблемная ситуация, «принял»ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности.
- Исследовательские, которые способствуют высокому качеству усвоения нового материала Являясь «партнером»для ребенка на занятиях, учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения.
- Экспериментирования, дошкольники – прирожденные исследователи. Это подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
- Интегрированный, этот метод помогает мне развивать ребенка, его познавательные и творческие способности.
Для решения воспитательных задач выбираю разные сочетания методов (приемов), средств и форм воспитания. Этот выбор, прежде всего, зависит от специфики поставленных целей и задач.
Создаю специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вынуждают воспитанника изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер.
Организовываю совместную деятельность воспитателя с воспитанником, общение, игру.
Погружаемся в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
- печатные (книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
- объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
- печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
- проекционный материал (видеофильмы, слайды, презентации и т.п.) Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии:
- Здоровьесберагающие технологии – использую пальчиковые игры («Картотека пальчиковых игр»), артикуляционную гимнастику, дыхательную, для глаз, физкультминутки. После дневного сна хождение по массажной дорожке, ребристой доске, по «Дорожке с секретом» ( дорожка из круп); мотивация здорового образа жизни;
- Игровые технологии – игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения;
- Технология организации ОД по центрам активности – предметно-развивающая среда в нашей группе не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования;
- Технология исследовательской деятельности – Для того, чтобы исследования ребят проходили интересней, возникли такие идеи как создание презентаций «Вперед, в космос!», «Веселый магнит», «Семечко», лэпбуков «Вода - водичка», «Зима».
- ИКТ. Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. ИКТ в моей работе– это:
- Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, стенгазет, консультации для родителей и т.д.
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России.
- Создание презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек
- Хранение материалов - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов.
- Технология Проектной деятельности – Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату. В своей работе я активно использую эту деятельность не только в работе с детьми, но и в сотрудничестве с родителями. Например, проект «Занимательная математика», проект по работе кружка«Театрализованная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста», проект «Птицы».
- Информационно – коммуникационные технологии – коллективная работа, работа в парах, самостоятельная с раздаточным или дидактическим материалом, индивидуальная работа, свободные и организованные игры, беседы и слушания, чтение и т.д. Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает мне решать образовательные задачи. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Весна пришла» полезно использовать презентацию с изображениями весенних пейзажей, а затем продолжить его играми. Во второй младшей группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Путешествие по лесу» включить презентацию к занятию, при правильном ответе появляется соответствующая картинка, а также добавить видеозагадки и музыкальное сопровождение. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения, пожарной безопасности показываю ребятам обучающий мультфильм, а затем провожу беседу на эту тему.
- Применение лэпбука
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом
Лэпбук помогает нам с ребятами закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук очень хорошо подходит для применения в нашей группе «Нерпята», потому что она – разновозрастная. Ведь в лэпбук можно вложить информацию, как для старших дошкольников, так и познавательные картинки для малышей.
Для развития своих ребят я изготовила такие лэпбуки: «Зима», «Вода, водичка», «Цифры», «Времена года»
- Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности
Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое.
Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. В своей работе с детьми я использую карточки фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.
Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки («Отметь правильный ответ», «Посчитай», «Дорисуй»), а также отмечают там все свои наблюдения.
Я в каждом ребенке, прежде всего вижу личность, поэтому стараюсь помочь своим воспитанникам развивать умственные и творческие способности, удовлетворяя их интересы и любознательность.
В заключении хочется сказать, что педагог помогает воспитанникам научиться пользоваться тем, что заложила в него природа, учит не растерять этот ценный дар.
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений. На сегодня цель дошкольного образования - становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом становления и развития личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости.
В нашем детском саду спланирована работа с детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с детьми в ДОУ.
Система работы с детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
- Cоздание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению и развитию детей их творческого и интеллектуального потенциала;
- Cовершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с воспитанниками;
- Выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческих способностей;
- Организация работы с детьми и их родителями.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения. Так, в своей группе я стремлюсь придать развивающей среде характер «опережающего развития», т.е. подбираю материал, предназначенный для детей более старшего возраста: это и логические пособия, и иллюстративный материал с новой информацией, и предметы детского экспериментирования, что открывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательную активность.
В моей группе имеется ряд развивающих центров.
Центр музыкального развития – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки. Группа оснащена магнитофоном, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими играми. Здесь – дети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.
Центр физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть.
Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры.
Центр математического развития и занимательных игр оснащен пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, символами и пр. Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности. Мною разработаны проекты математического содержания: «Мир вокруг нас», «Царица Математика», «Занимательная математика». Обучение старших дошкольников математике — ответственное и сложное дело. Как рассказать пяти - шестилетнему малышу о времени и пространстве, числах и величинах, чтобы это было и интересно, и познавательно? На помощь воспитателю придут разнообразные дидактические игры и игровые упражнения, причём материал для их проведения необязательно покупать — я их изготавливаю самостоятельно, в этом мне помогают родители моих воспитанников.
- Картотека дидактических игр «Количество и счет»
- Карточки фиксации «Дорисуй», «Посчитай», «Отметь правильный ответ»,
- Развивающие игры «Назови фигуру», «Веселые гномы», «Найди треугольник», «Чей домик»
- Лэпбук «Цифры»
Центр художественно-эстетического развития изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста.
Предметное наполнение: Фломастеры, гуашевые и акварельные краски, пальчиковые краски, кисти,баночки для воды, цветные карандаши, поролон, печатки, трафареты, обводки, цветная и белая бумага, раскраски, пластилин, доска для лепки.
Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью. Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. В результате сотрудничества с детьми и их родителями проведены следующие детско-родительские проекты: "Лук-зелёный друг", "Наш комнатный цветник", «Экология воды».
Работа с родителями мною реализуется в трёх направлениях:
- Психологическое сопровождение семьи. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
- Организация информационной среды для родителей. Подготавливаю стенгазеты, фотоотчеты для родителей о проведенных праздниках, развлечениях. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагаются консультации:
«Возрастные особенности детей 5 - 6 лет», «Играем по дороге в детский сад», «Математика вокруг нас», «Подготовка детей к школе», «Упражнения на развитие внимания, мышления и памяти», «Учим математику дома», «Памятка для родителей по антитеррору»,
В ДОУ организовываем:
«Конкурс чтецов проводимого в рамках празднования 70-летия Победы в ВОВ», конкурс «Лучшее витаминное блюдо», спортивные мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья», выставки детских рисунков и работ победителей конкурсов.
Совместные образовательных мероприятия «Зайки на лужайке», «В поисках заколдованного острова», «Матрешки», «Царица Математика»;
Развлечений и досугов «Путешествие по лесу», «Вперед, в космос»;
- Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей, инсценировка сказки «Теремок». На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.
КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО СОСТЯЗАНИЯ НА 23 ФЕВРАЛЯ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Игрушка в жизни ребенка
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Детское конструирование Что это такое
Конспект НОД Экскурсия к остановке общественного транспорта
Интегрированное занятие во второй мл.
Интегрированное итоговое занятие в старшей группе.
Как организовать работу с современными родителями в современном ДОУ
Конспект НОД в первой младшей группе Свинка Ненила
Конспект НОД Птицы средняя группа
Консультация Памятка для родителей по антитеррору
Конспект НОД формирование элементарных математических представлений в первой младшей группе
Конспект НОД Тема «Матрёшки» первая младшая группа
Консультация для родителей Возрастные особенности детей 5 - 6 лет
Консультация для родителей Играем по дороге в детский сад
Консультация для родителей Живые витамины
Конспект нод по рисованию в старшей группе
Консультация для родителей Подготовка детей к школе
Консультация для родителей Математика вокруг нас
Консультация для родителей Упражнения на развитие внимания, мышления и памяти
Конспект Осеннего развлечения для разновозрастной группы
Консультация для родителей Сделай сам или о развитии самостоятельности у детей.
Консультация для родителей Учим математику дома
Коспект НОД в средней группе Экскурсия в магазин
Коспект НОД средняя группа Экскурсия в библиотеку
Непосредственная образовательная деятельность «В ГОСТЯХ У КОТА И ПЕТУШКА» вторая младшая гр.
Краткосрочный проект Занимательная математика
Коспект НОД Экскурсии на почту средняя группа
НОД по развитию речи в первой младшей группе Кошка в гости к нам пришла
Сценарий новогоднего утренника в ясельной группе
консультация для родителей Безопасный Новый год
Сценарий осеннего развлечения в ДОУ
Проект по группе кратковременного пребывания
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
Презентация ВЕСНА ПРИШЛА в 1 младшей группе к образовательной деятельности по развитию речи
Система оценивания образовательных достижений
До приxода ребенка в детский сад каждый родитель по – своему занимается со своим ребенком. И придя в ДОУ, ребенок несет с собой определенный багаж знаний, умений и навыков, полученных им от своиx родителей. У кого – то это только элементы самообслуживания, некоторые из родителей могут похвастаться знаниями своего ребенка в разных областях. Начиная общаться с ребенком, воспитатель своим «наметанным глазом» сразу обращает внимание на знания детей – это и есть первичная оценка знаний ребенка. Обучение детей в детском саду происходит незаметно для самого ребенка, здесь нет уроков как в школе, домашних зданий. Основной вид деятельности ребенка в детском саду воспитатель проводит и непосредственно образовательную деятельность, где наряду со знаниями проверяет как ребенок усвоил программный материал. Подводя итог проведенного занятия, воспитатель проверяет знания детей, то есть как и на сколько дети усвоили материал. Система оценки представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и обучающихся.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подxод к оценке результатов образования, позволяющий ввести оценку достижения обучающихся.
Система оценивания образовательных достижений воспитанников включает в себя:
- Опрос детей;
- Итог занятия;
- Выставка рисунков;
- Участие в конкурсаx и викторинаx;
- Накопительная система оценивания;
- Проектная деятельность;
Структура системы оценки:
- диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратнойсвязи от собственный педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
- внутренняя оценка, самооценка (самообследование);
- внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и общественная оценка;
Оценка результатов освоения:
- Субъективные методы оценки– наблюдение, устный опрос, практические работы, проекты, портфолио.
- Объективные методы оценки – тестирование, анкетирование.
Методы и формы оценивания:
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
- Педагогическое наблюдение за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности
- Педагогическая диагностика, связанная с оценкойэффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- Педагогические пробы;
- Детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;
- Карты наблюдения за развитием ребенка;
- Анализ продуктов детской деятельности;
- Различные диаграммы индивидуального развития.
Инновационная/эксперементальная деятельность
Использование инновационных технологий в экспериментированиии
«Усваивается все крепко и надолго,
когда ребенок слышит, видит и делает сам»
(Р. Эмерсон)
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Цель: Повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Задачи:
- развитие индивидуальности воспитанников;
- развитие инициативности детей, их самостоятельности, способности к творческому самовыражению;
- повышение любознательности и интереса к исследовательской деятельности;
- стимулирование различных видов активности воспитанников (игровой, познавательной и т. д.);
- повышение интеллектуального уровня детей;
- развитие креативности и нестандартности мышления.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
- здоровьесберегающие;
- технологии проектной и исследовательской деятельности;
- информационно-коммуникационные;
- технологии «лэпбук»;
- личностно-ориентированные;
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения и др.
Технология игрового обучения
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации. В совместной деятельности со своими воспитанниками я систематически применяю игровые приёмы работы.
Виды игр, которые я использую в инновационной деятельности, очень разнообразны. Они различаются:
По виду деятельности:
- двигательные;
- интеллектуальные;
- психологические.
По характеру педагогического процесса:
- обучающие;
- тренировочные;
- контролирующие;
- познавательные;
- воспитательные;
- развивающие;
- диагностические.
По характеру игровой методики:
- игры с правилами;
- игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры;
- игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
По содержанию:
- музыкальные;
- математические;
- социализирующие;
- логические и т. д.
По игровому оборудованию:
- настольные;
- компьютерные;
- театрализованные;
- сюжетно-ролевые;
- режиссёрские и т. д.
Важным условием успешной игры является постоянное общение педагога с воспитанниками. Это помогает повысить познавательный интерес и активность детей.
Информационно-коммуникационные технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. В своей работе в ДОУ я использую:
- Компьютер;
- Ноутбук;
- Музыкальный центр (для прослушивания музыки, аудиосказок);
- Мультимедийный проектор (презентации, мультфильмы);
- Телевизор;
- Видеоплеер;
- Принтер, сканер, копир;
- Мобильный телефон (фото, интернет, диктофон);
- Видеокамера;
- Фотоаппаратура.
В моей работе данные средства ИКТ выполняют следующие функции:
- Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, и т. п.
- Средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек
- Хранение материалов - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает мне решать образовательные задачи. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Весна пришла» полезно использовать презентацию с изображениями весенних пейзажей, а затем продолжить его играми. Во второй младшей группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Путешествие по лесу» включить презентацию к занятию, при правильном ответе появляется соответствующая картинка, а также добавить видеозагадки и музыкальное сопровождение. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения, пожарной безопасности показываю ребятам обучающий мультфильм, а затем провожу беседу на эту тему.
Проектные технологии
Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление учащимся уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.
Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:
- Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
- Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
- Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
- Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.
Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, использую творческие и игровые проекты (театральный кружок «В гостях у сказки», «Будь здоров»). Полезными для старших дошкольников будут социально-семейные («Древо семьи», «Помоги маме») и познавательные проекты («Твое письмо», «Мои цветы», «Животные и птицы Байкала», «Мир вокруг нас», «Вода»).
Применение лэпбука
Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию.
Лэпбук помогает нам с ребятами закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук очень хорошо подходит для применения в нашей группе «Нерпята», потому что она – разновозрастная. Ведь в лэпбук можно вложить информацию, как для старших дошкольников, так и познавательные картинки для малышей.
Для развития своих ребят я изготовила такие лэпбуки: «Зима», «Вода, водичка», «Цифры», «Царица Математика», «Времена года»
Карты фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности
Экспериментальная деятельность является одной из любимых дошкольниками, ведь в детях заложено самой природой проводить опыты, исследовать что-то новое.
Заключительным этапом любой проделанной работы является подведение итогов и формулирование выводов. Словесный метод — привычный для этого способ. В своей работе с детьми я использую карточки фиксации результатов, которые в последнее время становятся всё более популярными. Это графический метод. Оформленная таким образом информация легче запоминается.
Работа с карточками опирается на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети проводят опыты, опираясь на информационные карточки («Отметь правильный ответ», «Посчитай», «Дорисуй»), а также отмечают там все свои наблюдения.
Таким образом, целенаправленная систематическая экспериментальная работа с ребятами позволяет выявлять и формировать у них потребность в постоянной познавательной деятельности, способствовать всестороннему развитию.
В заключении хочется сказать, что педагог помогает воспитанникам научиться пользоваться тем, что заложила в него природа, учит не растерять этот ценный дар.
Конспекты занятий и презентаций
Календарно-тематическое планирование экскурсий и целевых прогулок в средней группе
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Вперед в космос
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
НОД по ПДД разновозрастная группа
Сценарий досуга для детей с родителями Воспитатель Половинчук М.А
Итоговое занятие по математике в средней группе 2019
Интегрированное занятие во второй мл
Конспект НОД Весна пришла по развитию речи в первой младшей группе
НОД по окружающему миру в старшей группе
Презентация непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру в