Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром и аппликации «Виноград»
Задачи:
Углубить детские представления о сезонных изменениях в природе осенью; познакомить с виноградом. Продолжить знакомство со свойствами мягкой бумаги.
Развивать:
— мышление (учить замещать ягоды винограда бумажными комочками желтого, зеленого и фиолетового цвета; конструировать изображение виноградной грозди, дополняя натюрморт
с опорой на смысловой контекст натюрмортной композиции выполненной воспитателем);
— воображение (осваивать действие «предмечивания» — учить «видеть» признаки реальных ягод грозди винограда в круглых бумажных комочках и называть их); создавать живописную композицию, используя изобразительные средства выразительности.
Упражнять детей сминать пальцами маленькие комочки —ягоды (3–5 штук) и «конструировать» из них изображение.
Учить работать совместно, согласуя свои действия с действиями сверстников, ориентируясь на внешние условия образовательной ситуации.
Ввести в активный словарь детей: комок, ветка, ваза, виноград, салфетка, шарик, клей, ягода, гроздь; зеленый, желтый, вкусный, фиолетовый, сладкий, кислый, большой, маленький, круглый; приклеиваю, мну, прижимаю, вижу, показываю, взял, взяла; много; один, одна. Учить детей понимать вопросы косвенных падежей (Чем? Где? На чём?).
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением плодово-ягодных деревьев и кустарников, чтение литературы про виноград.
Материалы:
Аппликация (50х70 см.) — натюрмортная композиция изображение вазы с тремя незавершенными виноградными гроздьями (с желтыми, зелеными, фиолетовыми ягодами) и двумя- тремя ягодами на каждой из них. Раздаточный материал: листы мягкой бумаги (четверть столовой салфетки желтого, зеленого и фиолетового цвета по 3–5 шт.) и клей — карандаши для каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель подзывает к себе детей и загадывает загадку о винограде: Каждый листок — как ладошка. А желтые или зеленые ягоды похожи на бусы немножко. (Виноград.) Затем педагог показывает детям натуральную виноградную гроздь и предлагает ее рассмотреть, побуждая детей к разговору. Уточняется цвет, форма и величина виноградных ягод, а также особенность строения виноградной ветки — «кисти». Далее внимание детей переключается на аппликацию — натюрмортную композицию.
Воспитатель задает детям вопросы:
— Что здесь изображено? Что вы здесь видите?
— Что это? (Это виноград.)
— Вот это что? (Вот ягода.)
— Здесь что? (Здесь ветка.)
— На ветках что? (Виноградинки, ягодки.)
— А что тут?
Воспитатель уточняет, что картина не завершена, вызывает у детей желание доделать работу, сделать еще несколько виноградных ягод и положить их в вазу (или приклеить ягоды на свою ветку). Дети садятся за столы и работают самостоятельно. Они сминают пальцами мягкую бумагу в круглые комочки — виноградные ягоды, которые будут использоваться для конструирования изображения трех веток винограда на фоновой композиции аппликации, выполненной воспитателем. Воспитатель помогает детям вопросами, объясняет и комментирует продуктивную деятельность детей:
— Варя, возьми желтую салфетку. Варя взяла желтую салфетку.
— Что это? Варя, что ты взяла? (Салфетку.)
— Варя, какую салфетку ты взяла? Какого она цвета? (Желтая.)
— Сколько салфеток у тебя? (Одна.)
— Кирилл, тебе дать зеленую салфетку? Скажи: дай салфетку! Пожалуйста, повтори мои слова! (Дай салфетку.)
— Салфетка какого цвета, какая? (Зеленая.)
— Дети, сомните салфетки!
— Кирилл мнет салфетку. И Ульяна мнет салфетку. Мы мнем салфетки.
— Ульяна, что ты сейчас делаешь? Ты салфетку мнешь? (Мну.)
— Что мы сейчас делаем с салфетками? (Мнем их.)
— Что мы сейчас мнем? (Салфетки.) — У меня получился виноградинка. Вот какая виноградинка у меня получилась.
— Ульяна, у тебя получилась виноградинка? (Получилась.)
— Кирилл, что у тебя получилось? Что это? (Виноградинка.)
— Кирилл мнет салфетку. И Таня мнет салфетку. Мы мнем салфетки.
— Ульяна, , ты салфетку мнешь? (Мну.)
— Что мы сейчас делаем с салфетками? (Мнем их.) Что мы мнем сейчас? (Салфетки.)
— У меня получился комок. Это виноградинка. Вот какая виноградинка у меня получилась.
— Какого цвета ягодка, какая она? (Зеленая, желтая, фиолетовая.)
— Ульяна, у тебя получилась виноградинка? (Получилась.)
— Кирилл, что у тебя получилось? Что это? (Ягодка.)
— Вот какие большие ягодки у нас получились!
— Ульяна, какая ягодка у тебя? (Большая.)
— А у Тани какая виноградинка получилась? (Маленькая)
— Вот сколько ягод у нас получилось! Ягоды большие и маленькие!
— Ульяна, покажи маленькие ягоды! Какие это ягодки? Скажи нам, пожалуйста!
— Кирилл, покажи зеленые ягоды! Правильно, это ягоды зеленые! Скажи нам, какие это ягодки! Ну-ка, повтори: зеленые!
— Кирилл, покажи желтые ягоды! Правильно, это ягоды желтые! Скажи нам, какие это ягодки! Ну-ка, повтори: желтые!
— Кирилл, покажи фиолетовые ягоды! Правильно, это ягоды фиолетовые!
— Скажи нам, какие это ягодки. Ну-ка, повтори: фиолетовые!
— Сколько виноградинок у нас получилось? (Много.)
— Егор, дай мне одну ягоду. Сколько ягод ты мне дал?
— У этой ветки винограда фиолетовые ягоды. Сделав достаточное количество комочков — виноградных «ягод», дети переносят их на подносах к столам, на которых расположен натюрморт, и самостоятельно «строят» изображение грозди винограда — располагают свои бумажные комочки-ягоды на контурное изображение виноградной ветки, с учетом заданного цвета (зеленый, желтый, фиолетовый), затем приклеивают их с помощью воспитателя. Дети работают стоя.
— Что мы все сейчас сделали? ( Мы положили ягодки на место, мы приклеили ягодки).
— Чем ты приклеиваешь?
— Что это? (Это ваза. Это ягода. Это виноград.).
— Где лежит виноград? Покажи детям.
После завершения работы воспитатель предлагает детям полюбоваться работой, красивым и удачным сочетанием цветов (виноград может быть зеленым, фиолетовым, желтым); отмечает согласованность действий всех детей, подчеркивает, что все старались; называет наиболее старательных детей.